О судейском двоемыслии.
Касательно летнего хайпа вокруг решения судьи АСГМ О.С.Гедрайтис об отказе в признании и приведении в исполнение решения МКАС при ТПП Украины. Дело А40-78411/17-143-725. Судья отказывает во взыскании 18 тысяч евро недоплаты с российского контрпартнера в пользу украинского, мотивируя что: сделка на 3 мио евро крупная исходя из соотношения с уставным капиталом, не была утверждена в соответствии с корпоративными процедурами и тем самым противоречит публичному порядку. Народ оттоптался как мог. Коррупция, культивируемая властями украинофобия, правовая неграмотность конкретного судьи и всего судейского сообщества… И вообще, с отсылками к качеству судебных актов в других правопорядках «здесь вам не там». Соглашусь с мнением Романа Бевзенко, что вероятней всего судья углядела в данном деле схематоз и отказала. Правда, мотивировала не тем, что углядела, а как проще и привычней.
Тем не менее, интересно, насколько практика подгонять решение под известный ответ свойство только наших судов и насколько вообще «там вам не здесь»?
Возьмем достаточно известное Постановление ЕСПЧ от 13.07.2004 по делу № 69498/01 Pla and Puncernau v Andorra.
Фабула: В 1939 году Каролина Пуйоль Оллер завещала свое поместье сыну Франсеску-Ксавье. При этом, завещанием было установлено, что сам Франсеск-Ксавье после смерти передаст поместье своему своему сыну или внуку, «рожденному в законном и церковном браке». Если условия завещания не будут соблюдены, то поместье наследуют иные родственники по нисходящей линии. В 1949 году она скончалась и в соответствии с завещанием поместье унаследовал сын. Позднее Франсеск-Ксавье заключил церковный брак. 11 ноября 1969 года в Ла-Корунье (Испания) супруги усыновили умственно отсталого ребенка Антони в соответствии с нотариально оформленной процедурой полного усыновления. В 1995 году Франческ-Ксавье составил codicil (дополнение к завещанию), в котором распорядился, что поместье после его смерти отходит жене и приемному сыну. В 1996 году он умер.
Две правнучки первого наследодателя, как наследники нисходящей очереди по завещанию 1939 года, обратились в суд с иском о признании codicil недействительным. Суд 1 инстанции им отказал.
Тогда они обратились в Высокий суд Андорры, который удовлетворил апелляцию, отменил codicil и признал апеллянтов законными наследниками имущества их прабабушки.
Позиция суда:
- Основной вопрос, который необходимо решить в настоящем случае, заключается в том, может ли усыновленный ребенок рассматриваться как ребенок законного и церковного брака, как того требовала наследодательница.
- Этот вопрос должен быть разрешен в соответствии с правовыми нормами, 1939-1949 годов.
- В этот период усыновление в Андорре отсутствовало. С 19 века это был устаревший и излишний институт. Назначение преемника или наследника достигалось через учреждение нянства (соглашение, касающееся каталонского права, правопреемство живого человека), введенное обычным правом.
- В этом социальном и семейном контексте отсутствовали случаи передачи семейного имущества усыновленным, если наследник умрет, не оставив потомства, рожденного в законном и церковном браке.
- Тот факт, что в данном случае усыновители были женаты друг с другом, не делает их усыновленного ребенка ребенком, родившимся в браке.
- Соответственно, ребенок, усыновленный парой, является усыновленным ребенком, а не законным ребенком или ребенком, рожденным в браке.
- Кроме того, нотариальный акт об усыновлении был составлен в Испании в соответствии с испанской процедурой. В соответствии с испанским законодательством акт усыновления ребенка давал ему статус ребенка-приемного отца /матери, но не предоставлял статус семьи ребенка в отношении всей семьи усыновителей. Усыновление создало сыновнюю связь между усыновляющим родителем, усыновленным ребенком и его законными потомками, но не с семьей приемного родителя.
- Кроме того, приемные дети имеют право наследовать только от своего приемного отца или матери, а не от остальной семьи их приемных родителей. Это правило отражает идею о том, что усыновление создало только статус сыновней семьи, а не статус семьи.
- Соответственно, с юридической точки зрения, усыновленные дети лиц, на которых имущество было урегулировано их отцом или матерью, не были связаны с семейным кругом.
- Предполагаемое намерение испытуемого должно быть установлено в свете обстоятельств, существующих в момент ее смерти. Усыновленные дети ее законного сына не были связаны с семейным кругом как с юридической, так и с социологической точки зрения.
- Цель семейного урегулирования si sine liberis decesserit по каталонскому законодательству состоит в том, чтобы сохранить семейное имущество в законной или замужней семье, а каталонская правовая традиция всегда благоприятствовала исключению усыновленных детей из такого семейного круга.
- Таким образом, не должно быть никаких сомнений относительно намерения наследодателя не отклоняться от обычного характера этого института. В данном случае выражение «потомство законного и церковного брака», которое появляется в 1939 году, не дает оснований, чтобы сделать вывод о том, что наследодательница намерена отойти от обычного значения, данного семейному кругу.
- Из вышесказанного видно, что, хотя закон, действующий в тот момент, когда ребенок был фактически принят, позволил усыновленным детям унаследовать от их усыновителей, эти права не могут распространяться на предшествующее завещание, где основным фактором является намерение наследодателя.
- Соответственно, любые сомнения относительно сферы действия выражения «потомство законного и церковного брака» отпадают, когда намерение испытуемого анализируется в свете социальных, семейных и правовых условий, в которых она жила.
В дальнейшем жалобу на это решение отклонил Конституционный суд Андорры.
В итоге жалоба попала и была рассмотрена ЕСПЧ. Суд усмотрел нарушения ст.8 «Право на уважение частной и семейной жизни» и ст.14 «Запрещение дискриминации» ЕКПЧ.
Позиция ЕСПЧ:
- Вопрос о вмешательстве в частную и семейную жизнь может возникать только в соответствии с Конвенцией, если национальная оценка судами фактов или внутреннего законодательства судами была явно необоснованной или произвольной или явно несовместимой с основополагающими принципами Конвенции;
- Суд считает, что, вопреки утверждениям правительства Андорры, вопрос о свободе воли завещателя не затрагивается в данном случае. Рассматривается только интерпретация завещательного распоряжения. Таким образом, задача Суда ограничивается определением того, был ли первый заявитель в обстоятельствах дела жертвой дискриминации, противоречащей статье 14 Конвенции;
- Суд повторяет, что Конвенция, являющаяся динамичным текстом и влекущая за собой позитивные обязательства для государств, является живым инструментом, который должен толковаться в свете современных условий… Таким образом, даже если предположить, что завещание, о котором идет речь, требовало толкования национальными судами, это толкование не могло быть сделано исключительно в свете социальных условий, существующих в 1939-1949 годы, особенно в тех случаях, когда прошло пятьдесят семь лет…;
- В настоящем деле Суд отмечает, что законный и церковный характер брака, заключенного с отцом первого заявителя, является бесспорным. Таким образом, единственный оставшийся вопрос заключается в том, распространяется ли понятие «сын» в отношении Каролины Пухоль Оллер, как утверждал Высокий суд юстиции, биологическим сыновьям.
- Суд не может согласиться с этим заключением Андоррского апелляционного суда. В завещании нет ничего, что могло бы предполагать, что наследодатель намеревалась исключить приемных внуков. Суд понимает, что она могла бы это сделать, но, как она этого не сделала, единственный возможный и логичный вывод состоит в том, что это было не ее намерение.
- Толкование Высоким судом Андорры завещания, которое заключалось в том, чтобы вывести отрицательное намерение на что она не исключает усыновленных сыновей, это означало, что она намеревалась их исключить, появляется над надуманным и противоречит общему правовому принципу, что если заявление недвусмысленно, нет необходимости изучить намерение человека, который его совершил.
В кратком изложении позиция Высокого суда Андорры:
- Необходимо трактовать завещание руководствуясь доктриной arm chair (поставив себя на место этого лица и определив его волю);
- В период между составлением завещания и смертью завещателя институт усыновления в Андорре не применялся;
- Правовая традиция требовала передачи наследуемого имущества внутри семейного круга;
- Случаи передачи семейного имущества усыновленным отсутствовали;
- Усыновленный, согласно традициям и законам, на основании которых он был усыновлен не входил в семейный круг, становясь членом семьи только самого усыновителя и мог наследовать только его имущество;
- Исходя из этого нет оснований считать, что воля наследодателя, выраженная в намерении передать семейное имущество «потомству законного и церковного брака» могло отклоняться от обычного характера этого института.
В кратком изложении позиция ЕСПЧ:
- Вопрос о вмешательстве в частную и семейную жизнь может возникать только если оценка национальным фактов была явно необоснованной или произвольной или явно несовместимой с основополагающими принципами Конвенции;
- В указанном случае решение суда лишить усыновленного ребенка наследства было именно таковым;
- Вопрос о свободе воли завещателя не затрагивается в данном случае;
- Рассматривается только интерпретация завещательного распоряжения;
- В завещании нет ничего, что могло бы предполагать, что наследодатель намеревалась исключить приемных внуков. Суд понимает, что она могла бы это сделать, но, как она этого не сделала, единственный возможный и логичный вывод состоит в том, что это не было ее намерением;
- При этом суд руководствуется правовым принципом, что если заявление недвусмысленно, нет необходимости изучить намерение человека, который его совершил;
Небольшое отступление. Две тысячи лет назад, в Риме рассматривался спор о наследстве. Гражданин составил завещание: «Если у меня родится сын и он умрет, не достигнув совершеннолетия, то я желаю, чтобы Курий был моим наследником». Сын не родился. Как трактовать завещание? Одна сторона, ее представлял Сцевола доказывала необходимость буквального трактования: «Было бы ловушкой для народа, оставив в пренебрежении написанный текст, заниматься розыском воображаемой воли завещателя.Это означало бы извращать писания простых людей». Другую сторону представлял Красс: « В словах и заключается ловушка, если оставить без внимания волю. Справедливость требует, чтобы мысли и воля соблюдались. Слова не предпочтительнее существа». Выиграл Красс, выиграла логика права и сегодня «соответствие воли и волеизъявления» это стандарт оценки.
Но в данном случае суд не только забывает это, возвращая право на две тысячи лет назад «не надо извращать писания простых людей»: «В завещании нет ничего, что могло бы предполагать, что наследодатель намеревалась исключить приемных внуков. Суд понимает, что она могла бы это сделать, но, как она этого не сделала, единственный возможный и логичный вывод состоит в том, что это не было ее намерением».
На что еще хочу обратить внимание:
- ЕСПЧ принимает заявления об оспаривании решений национальных судов только в случае, если оценка национальными судами фактов или внутреннего законодательства была явно необоснованной или произвольной или явно несовместимой с основополагающими принципами Конвенции.
- Суд отказался от квалификации завещания как частного акта, столь несовместимого с основополагающими принципами ЕКПЧ и не имеющего объективного и разумного толкования. Он ушел от такой оценки.
- В данном случае Суд увязал дискриминационность трактовки завещания с решением национального суда. Полностью забыв, что завещание само по себе дискриминационный акт. Наследодатель своей волей дискриминирует наследников по закону, завещая в пользу части из них или вообще третьих лиц.
- Декларируя стандарт «недопустимость различия в обращении между биологическими и усыновленными детьми» Суд не замечает, а скорее не хочет замечать, что эта недопустимостью распространяется на семью усыновитель/усыновленный ребенок и никоем образом не затрагивает иных родственников, не участвовавших в усыновлении. Напомню, что согласно СК РФ и ГК РФ после смерти усыновителя личные имущественные отношения между усыновленным и бабушкой/дедушкой, а так же наследование сохраняются судом только по просьбе бабушки/дедушки. В данном случае просьба отсутствовала. Искать же в завещании волю на такие отношения со стороны бабушки суд не мог, заранее исключив вопрос трактования воли наследодателя.
У меня нет окончательной версии, почему ЕСПЧ принял именно такое решение. Предположу, что на судей магически подействовало то, что наследником было умственно отсталое лицо. Такое лицо, учитывая особое отношение к «особым» людям в сегодняшней социополитической реальности не должно быть дискриминировано даже частным актом. А так как обосновывать отмену самого завещания за пределами возможности суда, то отменили судебный акт, дав новую интерпретацию самого завещания. Перефразируя Ленина: «Политически верно, но издевательство по существу».
Да, суд, постановив решение, в нем же дал сторонам 6 месяцев на достижение договоренности. Дальнейшая информация отсутствует. Видимо договорились.
В чем проблема. Я не нашел в последующих делах ссылок на это решение. Но сам прецедентный характере решений ЕСПЧ, говорит, что может всплыть в других решениях. Или в качестве обоснований требований обделенных наследников в национальных судах. Тем более, дело фигурирует в выпущенном Советом Европы руководству для юристов по запрещению дискриминации.
Вот такая история. А вы говорите Гедрайтис.